Фонд поддержки классического музыкального искусства F.E.S.

О Фонде

Фонд F.E.S. с 2018 года поддерживает молодые таланты в области классического музыкального искусства, работает с регионами России, знакомит российскую публику с шедеврами мировой оперной классики. В 2020 году Фонд с аншлагами провел серию концертов в Санкт-Петербурге со звездами мировой оперной сцены и молодыми российскими исполнителями. В 2022 году F.E.S. представил концертные программы в Москве и Санкт-Петербурге, а также большой мульти-форматный фестиваль искусств в Сочи.

Наша Цель

Стратегическая цель фонда – создать устойчивую, прозрачную систему поиска и поддержки молодых талантов в области оперного и балетного искусства, помочь артистам реализовать себя на российской и мировой сцене.

«Мы создали F.E.S. для одной цели – развития музыкальной культуры и искусства здесь, в России, что невозможно без работы с молодыми талантами. У команды F.E.S. FOUNDATION большие планы, ведь каждый из нас был связан или сейчас работает в сфере классической музыки. Фонд для нас – это дело чести. Поэтому выбирая качество, как приоритет в работе, ориентируясь на европейские принципы партнерства, мы открыты для честного диалога и приглашаем вас к сотрудничеству» - Дмитрий Дедух, исполнительный директор Фонда F.E.S.

«Все мы говорим на разных языках, живем на разных континентах, думаем по-разному, но каждый из нас воспринимает универсальный, живой и многогранный язык музыки. Именно поэтому был создан Фонд развития культуры F.E.S.» - Игорь Смолин, президент Фонда F.E.S.

Приоритетные направления:

• Поиск в регионах России и системная поддержка талантов в области оперы и балета.

• Поддержка инициатив, повышающих качество культурных проектов (организация концертов, фестивалей, мероприятий с участием звезд оперной и балетной сцены).

• Развитие духовного, личностного уровня зрителей через знакомство с шедеврами мирового классического музыкального наследия.

• Развитие корпоративного партнерства через использование лучших практик сотрудничества и интеграции европейских культурных фондов.

История

Почему мы это делаем? Президент F.E.S. Игорь Смолин об истории и будущем Фонда

Все началось с мечты

Я родился в простой семье. Папа был военнослужащим, мама – педагогом. Оба не связаны с музыкой профессионально, хотя мама, человек творческий, с детства приобщала меня к музыке и пению, мы часто пели с ней на два голоса. Я с отличием окончил музыкальную школу, хотел стать вокалистом, но под влиянием отца решил сначала пойти в военное училище и получить «нормальную» специальность, а уж потом вернуться к творчеству. Но, пока я учился, распался Советский Союз. Стало не до искусства - приходилось выживать. О музыкальной карьере пришлось забыть, но совсем без музыки я жить не мог. Продолжал играть, писал свои песни, выступал в ансамблях. Со временем все наладилось, я выстроил свой бизнес и обзавелся семьей. Но мечта осталась. Меня всегда завораживала сцена, закулисье, атмосфера подготовки к концерту… Видимо, это передалось моей дочери. В 9 лет у нее проявился талант вокалиста: она пела так, что взрослые плакали. Мы с женой решили поддержать и направить ее дарование. Так началась наша с ней музыкальная жизнь: мы объездили всю Европу, проходили по 5 международных музыкальных конкурсов в год, она брала призовые места на многих конкурсах. В Турции пела для мэра Анталии – и он тоже был растроган до слез. У нас с дочкой был уговор - до 13 лет она может делать и пробовать все, что хочет, хоть теннис, хоть математику, хоть мотоциклы, а потом нужно сделать выбор, кем становиться в жизни, и серьезно работать на эту цель. На свой 13-й день рождения Эвелина спела песню для гостей, разрезала торт и сказала: «Я буду музыкантом». Мы перевели ее в специальную хоровую школу, которая патронируется Рижской Думой, а это уже совсем другой уровень, профессиональное образование. И там я увидел вещь, которая меня очень глубоко зацепила.

Как растут таланты

На конкурсах мы встречали в основном детей из обеспеченных семей. А теперь я увидел очень талантливых мальчиков и девочек, чьи родители не могли позволить себе взять урок у хорошего преподавателя или отправить ребенка учиться за границу. Я видел детей, которые очень любят музыку, рвутся к ней, но в глазах у них тень безысходности, потому что они никогда не смогут выйти на серьезную сцену. Родители не потянут. Тогда у меня зародилась идея Фонда. Я начал с того, что стал спонсором детских конкурсов, затем был членом жюри некоторых из них. Но требовался иной масштаб. Создать творческую среду, где у молодых артистов, в том числе и у моей дочери, будут и соратники, и конкуренты. Живая честная конкуренция – это двигатель развития. Она не дает расслабиться, заставляет постоянно двигаться вперед, думать, решать, развиваться. Но создание такой среды, создание Фонда – дело ответственное, напрямую связанное с судьбами людей, которых мы возьмем под крыло. Для этого нужна команда. Мне удалось найти понимающих людей, собрать крепкую дружную команду Фонда из лучших профессионалов в своей области. Мы планировали развиваться спокойно и постепенно, но пандемия нас подстегнула - и мы пошли вперед семимильными шагами. Сложившаяся ситуация – отсутствие живых концертов, отмены конкурсов – очень вредна для артистов, особенно молодых. Артист как цветок, который должен распуститься, когда пришло время. Если его расцвет пропустить, то красота может исчезнуть навсегда. Особенно это касается вокалистов, ведь голос – это инструмент, который созревает и настраивается годами. Это не каждому дано. Такие таланты – величайшая ценность. Поэтому мы и решили действовать быстро. Если ждать, сколько времени мы упустим? Сколько цветов завянут в безвестности? И вот в апреле 2020 мы основали Фонд и начали нашу деятельность. Я смог помочь своему ребенку и смогу помочь еще многим, потому что я знаю, как это делать.

Залог успеха

Чтобы артист состоялся, нужны три основных фактора. Во-первых, Талант. Редкий голос, выдающиеся вокальные возможности для певца, либо талант исполнителя-инструменталиста, либо пластика тела и гибкость для танцора. Но одного таланта недостаточно. Второй фактор - Мотивация. Артист должен четко видеть цель, к которой он идет. Ему нужна дисциплина и самодисциплина, чтобы преодолеть соблазны, которых так много в юном возрасте. Сейчас все хотят легкого успеха - стать популярным блогером, снять хайповый ролик и получать деньги в Ютубе. А в искусстве требуется трудная, кропотливая, ежедневная работа над собой, над своим телом, над изучением материала, изучением музыкальной литературы и теории музыки. Умение отказаться от сиюминутных удовольствий ради большой цели - залог успеха артиста. Третий фактор - Поддержка. Есть много детей, которые готовы усердно работать, но у них нет возможности поехать учиться в Беркли или Санкт-Петербург, поскольку для семьи это неподъемные затраты. И дорога для них закрывается. Задача Фонда - находить таких ребят. Тех, у кого уже есть первые два фактора и не хватает только финансов. В мире очень много состоятельных людей, которые готовы помочь. Наша задача – искать их и привлекать к сотрудничеству. А результаты обязательно будут.

Энергия действия

В названии нашего Фонда заложен призыв к творческому действию. F.E.S. значит «Форма. Энергия. Сцена». Мы хотим изменить форму подачи музыки, добавить энергию и расширить границы сцены. Все в мире развивается по спирали, и классика должна выйти на новый уровень. Мы не будем менять партитуру, либретто и смысл, но добавим новые визуальные технологии, талантливые режиссерские идеи, при этом сохранив классическое качество звучания. Как в фильмах Кристофера Нолана, где благодаря режиссуре и эффектному видеоряду научная фантастика вышла на новый уровень - мы хотим сделать то же самое для оперы. В самом начале была мечта о музыке. Мечта есть и сейчас. Я хотел бы сидеть в зрительном зале какого-нибудь знаменитого театра и смотреть красивую, технически совершенную постановку «Щелкунчика» Чайковского или «Садко» Римского-Корсакова – и чтобы все партии танцевали или пели наши воспитанники, которые уже стали мировыми звездами. Это наша мечта и наша цель.