Александр Чайковский.
Опера «Милосердие».
Александр Чайковский.
Опера «Милосердие».
Либретто — Николай Денисов
Режиссёр — Илья Устьянцев
Музыкальный руководитель проекта — Михаил Татарников
Ассистент музыкального руководителя — Игорь Томашевский
Дирижер — Александр Полищук
Продюсеры — Дмитрий Дедух, Татьяна Антоновская
Фонд поддержки классического музыкального искусства F.E.S. и Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов представляет оперу «Милосердие». В основу оперы легла единственная дошедшая до нас пьеса художника Николая Рериха, написанная им по окончании Первой мировой войны, в преддверии Октябрьской революции. Ровно через 100 лет, в 2017 году, пьесу воссоздали в содружестве с петербургскими театрами в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов. Теперь же она найдёт своё музыкальное воплощение.
Либретто — Николай Денисов
Режиссёр — Илья Устьянцев
Музыкальный руководитель проекта — Михаил Татарников
Ассистент музыкального руководителя — Игорь Томашевский
Дирижер — Александр Полищук
Продюсеры — Дмитрий Дедух, Татьяна Антоновская
Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова
Дирижёр — Александр Полищук
Сводный хор:
Камерный хор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
Художественный руководитель — Александр Соловьёв
Хормейстер — Тарас Ясенков
Тульский государственный хор
Художественный руководитель — Александр Соловьёв
Главный дирижёр — Алексей Зайцев
Хор студентов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
Художественный руководитель — Владимир Красов
Главный хормейстер сводного хора — Александр Соловьёв
Ответственный концертмейстер — Анатолий Кузнецов
Действующие лица:
Гайятри, сын Солнца — Борис Степанов
Елена, девушка-Воин — Евгения Муравьёва
Антоний, молодой человек — Глеб Перязев
Николаус, главный старейшина — Антон Перминов
Давид — Олег Лосев
Александер — Юрий Борщёв
Филарет — Даниил Падерин
Пауль — Артём Савченко
Гарвей, главарь банды и брат Елены — Алексей Макшанцев
Бармен — Гордей Мирошников
Первый преступник — Валентин Белецкий
Второй преступник — Алексей Комаров
Вестник — Фëдор Авдиенко
Беженка — Мария Челмакина
Мать — Любовь Лапехина
Первый беженец — Тарас Ясенков
Второй беженец — Дмитрий Голяков
Написанный в духе древних мистерий философский трактат Н. Рериха о борьбе знания и невежества за культуру планетарного масштаба положил на музыку Александр Чайковский. Композитор усилил лирическую составляющую пьесы, создал уникальное произведение, в котором отражена непоколебимая вера великого гуманиста в торжество разума и света. Александр Владимирович признался, что работа была сложной, но невероятно интересной, а текст «Милосердия» произвёл на него ошеломляющее впечатление.
«Пьеса Рериха очень драматичная, она о войне, о философских проблемах мира. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым на основе пьесы. Для музыкального театра понадобилось добавить лирическую интригу и женские партии, ведь опера не может существовать без женского голоса. Мы вписали историю любви в сложнейший текст Рериха. С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства: соединяются приемы электронной музыки с атональной, традиционной и даже с рок-музыкой», – рассказывает Александр Чайковский. «Победа над тьмою в битве за справедливость, мир, культуру, свет знания и истинные ценности, мощный рывок человечества в новую жизнь невозможен без высшего водительства, без посланного небом героя и царя духа. Именно он несёт с собой спасение, победу, суровую справедливость и высшее милосердие во имя будущего. “Милосердие” Рериха – об этом», – считает директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
Первый исполнитель произведения – Государственный академический симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова. «Пьеса написана 100 лет назад, но при этом настолько актуальна сейчас – это то, что может вывести многих людей к свету. Такой премьеры давно не было – это будет сногсшибательное событие», – считает Михаил Татарников, дирижер и музыкальный руководитель проекта «Милосердие». «Стать вдохновителем и участником столь грандиозного проекта – большая честь и колоссальная ответственность для Фонда F.E.S. В год 150-летия выдающегося представителя нашего народа «Милосердие» явится уникальным примером того, как с помощью музыки в судьбе Рериха рождается новое продолжение его философской мысли и сокровенной мечты», – уверен Дмитрий Дедух, генеральный директор фонда F.E.S., идейный вдохновитель и продюсер проекта.